Краткое руководство по выбору веб-шрифтов

Тема: SEO  |   Дата: 15.12.2014   |  Автор: Александр Длабик

выбор шрифтов сайта

Шрифт для сайта

Большинство пользователей единодушно сходятся во мнении, что сайтовые шрифты являются самым существенным компонентом дизайна практически любого сайта. И они, разумеется, совершенно правы, поскольку информационная часть веб состоит, главным образом, из предназначенного для чтения текстового содержимого. Таким образом, эффективные веб-разработки просто обязаны обладать, в качестве своей составной части, броской, привлекающей пользователя типографикой.

Никто не захочет читать текст, написанный непривлекательным, трудночитаемым шрифтом. Если ваш сайт содержит именно такие «недружелюбные» тексты, и вы считаете это нормальным, то это равносильно тому, что у вас вообще нет сайта. Главной целью каждого веб-дизайнера является улучшение восприятия сайта пользователем, так что, если ваши посетители испытывают трудности в навигации по сайту из-за неправильно выбранных сайтовых шрифтов, то с этим, очевидно, надо что-то делать.

Однако, не падайте духом – наше руководство даст вам полное понимание того, как правильно подобрать шрифты для сайта так, чтобы его типографика максимально отвечала всем необходимым требованиям.

Шрифтовой контраст

Контрастные сочетания чрезвычайно эстетичны и неизменно притягательны для человеческого глаза. Правильно подобранные по принципу контраста шрифты замечательно дополняют друг друга, в то время, как неудачный шрифтовой контраст создает визуальный конфликт, который моментально отталкивает пользователя.

Создание шрифтового контраста – настоящее искусство, требующее верного глаза и безупречного эстетического чувства. Важным моментом, на который стоит обратить самое пристально внимание, является то, что шрифты не просто должны быть различными – они должны остроумно дополнять друг друга.

Использование контрастных шрифтовых сочетаний – удачное решение, позволяющее «оживить» сайт, который в противном случае выглядел бы скучно и безжизненно.

Можно было бы привести множественные примеры сайтов, демонстрирующих подобного  рода приемы, где используется, к примеру, контраст, основанный на размере шрифта. Представим себе, что некий дизайнер использовал для презентации своего имени верхний регистр самой крупной из всех возможных гарнитур для того, чтобы сразу же овладеть вниманием посетителей своего сайта. Теперь рядом со своим именем он вполне может расположить краткую дополнительную информацию о себе, набранную шрифтом гораздо меньшего размера. И, в завершение, в ссылках с его домашней страницы вполне может использоваться еще более мелкий шрифт, что обеспечит своего рода трехуровневый размерный контраст.

Контраст по размеру – не единственный вид шрифтового контраста. Шрифты также могут отличаться насыщенностью (толщиной штриха), структурой (особенностями строения букв), формой (внешними очертаниями), направлением (наклоном), межбуквенным интервалом  и цветом.

Основной текст и заголовки

Знающие верстальщики и веб-дизайнеры прекрасно осведомлены о том, что шрифтовые гарнитуры, используемые для основного текста веб-страниц, должны четко отличаться от шрифтов, которыми набраны однострочники, заголовки и даже подзаголовки. Речь здесь идет не только об эстетике, но и о практической пользе данного подхода, поскольку различие в шрифтах позволяет пользователям лучше ориентироваться в тексте и упрощает его копирование.

Очевидно, что чтение основного текста страницы занимает наибольшее время, поэтому шрифты основного текста должны быть как можно более четкими и легко читаемыми даже при использовании очень мелкого кегля. Кроме того, символы кегля должны обладать должным контрастом и иметь четкие различия в начертании.

Считается, что самые эффективные гарнитуры должны обладать собственной, ярко выраженной индивидуальностью, хотя это чисто субъективное соображение. В этом случае на первый план выходит необходимость контроля этой «индивидуальности», иначе может произойти конфликт формы и содержания. Это приведет к тому, что внимание пользователя будет привлечено к самому шрифту, а не к тому, что им написано. Поэтому слишком выдающиеся в плане индивидуальности гарнитуры следует приберечь для новостных строк и заголовков, но никак не для «тела» страницы, поскольку набранные такими шрифтами длинные тексты буду раздражать пользователя.

Взгляните на сайты, посвященные верстке и веб-дизайну. Как правило, для основного текста страниц они используют легкие для чтения и восприятия шрифты (с засечками или без), а для заголовков/подзаголовков – гарнитуры, дополняющие шрифты основного текста по принципу размерного или цветового контраста.

Рубленый или с засечками?

Одним из самых очевидных и простых способов достижения привлекательного шрифтового баланса является сочетание на странице рубленых шрифтов (sans serif) и шрифтов (serif) с засечками. При этом подбор подходящих гарнитур остается полностью на ваше усмотрение.

Одним из наиболее проверенных и испытанных временем сочетаний рубленого шрифта  и шрифта с засечками является комбинация гарнитур Lucida и Lucida Sans. Они были  разработаны в 1985 году, при этом второй из них играет роль дополнительного шрифта, созданного специально с целью облегчения чтения с экрана. Вы, без сомнения, много раз встречались с этой шрифтовой парой и не только на сайтах!

В качестве предупреждения заметим, что наличие на сайте большого разнообразия гарнитур, а также рукописных шрифтов, в большинстве случаев не является оправданным. Проблема в том, что это дезориентирует пользователей и затрудняет восприятие ими изложенной на сайте информации. Кроме того, такой сайт выглядит непрофессионально, как некое хаотическое собрание несвязанных между собой общим смыслом отдельных кусков текста.

Правила идеальной типографики

Типографика – это то, чему большинству веб-дизайнеров следует уделять гораздо больше времени и внимания. К выбору сайтовых шрифтов следует относиться со всей возможной ответственностью. И важность этого требования невозможно преувеличить. Примерно 95% всего сайтового содержимого – текстовый контент, и это нужно иметь ввиду на всех этапах разработки сайта. Поэтому каждый веб-дизайнер обязательно должен знать принципы сайтовой типографики и уметь применять их в своей практике. Это обязательное требование – ведь Интернет в общем случае представляет собой просто огромное собрание текстов!